Катамаран

Статья о том как сделать складной катамаран.

Автор В. П. ДЕМЬЯНОВ

Увлекательное и полезное для здоровья дело — водный туризм. Год от года он становится все более популярным, особенно плавание на гребно-парусных судах, не связанное с изматывающим треском мотора, запахом выхлопных газов и загрязнением акваторий. Но как только речь заходит о приобретении или постройке собственного плавсредства, начинающий турист оказывается в немалом затруднении: какое судно предпочесть, учитывая скромные финансовые возможности.
Яхта пли катер для многих недостижимы по материальным, технологическим условиям (сложно построить, да и места для хранения нет), байдарка доступна, по тяжеловата (30— 40 кг), да и вместимость ее мала. А ведь хочется иногда отдохнуть на воде с друзьями, байдарки не имеющими.
Примерно такие рассуждения привели автора к необходимости четко сформулировать требования к судну, которое желательно иметь. Первейшее из этих требований — возможно малая масса конструкции и достаточно большая грузоподъемность, поскольку обычно на воде судно песет людей, а на земле уже люди несут пли везут судно. Наилучшим образом ото требование отражает интересный показатель: масса конструкции судна в кг, приходящаяся па одного члена экипажа.



Вот каков показатель у некоторых судов, в кг:



яхты спортивные — 35—145,
катамараны спортивные, жесткие — 40—100,
мотолодки — 30—50,
лодки гребные (из .стеклопластика пли дерева) — 20—35,
байдарки разборные — 13—18,
байдарки надувные — 8—11,
лодки надувные двухместные — 8—16,
плоты и лодки надувные спасательные — 7,5—9,
катамараны надувные — 4—10.



Эти цифры а определили выбор автором типа судна — надувной катамаран, имеющий наилучший показатель. Однако при разработке его требовалось выполнить и иные важные условия, в том числе:



возможность построить судно лишь с применением ручного инструмента . в малогабаритной квартире, где и хранить его, никого не стесняя (желательно на антресолях); простоту конструкции и малую трудоемкость, минимальную стоимость; высокую транспортабельность и малые габариты, позволяющие перевозить судно в автобусе, метро (до длины деталей 150 см — бесплатно!), такси и самолете, возможность переносить его одним человеком но бездорожью; быструю сборку и разборку судна, с тем чтобы можно было эффективно его использовать даже в однодневном походе; необходимые удобства для экипажа, вплоть до возможности загорать и ловить рыбу стоя.
Все эти требования, трудно совместимые для других типов судов, удалось выполнить па надувном четырехместном гребно-парусном катамаране «Медуза» массой в 12 кг, включая весла и парусное вооружение. Как видим, па каждого туриста приходится лишь 3 кг судна. Позади десятки продолжительных а кратковременных походов по рекам а водохранилищам Подмосковья, включая судоходную Оку, Угру, Учинское и Пироговское водохранилища. В плаваниях участвовали люди разных возрастов — от 7 до 70 лет, и никто не жаловался на неудобства. Аварий, слава Нептуну, не было.
Разговор о безопасности плавания, плавучести и непотопляемости судна здесь нелишней. Байдарочники нередко вынуждены ремонтировать обшивку своего судна в походных условиях. Причина в том, что обшивка байдарки натянута, как барабан. па жесткий каркас. И стоит ей лишь чиркнуть днищем о камень, как оболочка рвется и появляется течь. Иное дело — «Медуза»: с обшивкой, несравненно более тонкой, мы не раз наваливались на препятствия, проползали по камням, но присущих байдаркам бед с надувным катамараном по случалось. Объяснение тому очень простое: надутый «мешок» легко изменяет свою форму, как говорят, «по обстановке», чего каркасная конструкция сделать не может.
Прорезиненные «мешки» с воздухом — два баллона длиной 2,8 м и диаметром 0,4 м — обеспечивают 350 кг грузоподъемности при запасе плавучести 100%. Словом, полностью нагруженный катамаран сидит в воде не более чем па половину диаметра сигарообразного баллона.
Все жесткие связи судна вынесены наружу, наверх — в виде платформы, состоящей из скрепленных болтами с барашками четырех продольных брусьев пли труб (по паре на баллон) и четырех—шести поперечных (в зависимости от численности экипажа). Так создается жесткая и в то же время достаточно гибкая платформа, опирающаяся на оба баллона (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид катамарана: 1 — баллон; 2 — лента крепления баллона к платформе; 3 — грота-шкот; 4 — гик; 5 — грот; 6 — гафель; 7 — мачта; 8 — стаксель; 9 — бушприт; 10 — ванты; 11 — стаксель-шкот; 12 — румпель



Баллоны прочно крепятся к платформе с помощью охватывающих их по окружности (трех па каждый борт) широких лент. В галантерейных магазинах они продаются в качестве корсажных. Такое крепление осуществляется, естественно, после надувания баллонов. Ленты должны плотно облегать баллоны, по не пережимать их. не искажать форму (рис. 2 а).
В одном из вариантов катамарана мы применили другой способ крепления: к верхней части баллонов приклеили продольные накладки из прорезиненной ткани .с люверсами —круглыми отверстиями, позволяющими прошнуровывать баллоны к продольным брусьям платформы (рис. 2. б). Какой способ лучше? Это зависит от материала баллонов.


Рис. 2. Способы крепления баллонов к платформе: а — с помощью ленты; б — с помощью накладок с люверсами; 1 — лента; 2 — продольный брус платформы; 3 — поперечная балка; 4 — болт с шайбами и барашком; 5 — шнур; 6 — скоба из стальной проволоки; 7 — люверсы; 8 — накладка из прорезиненной ткани; 9 — поверхность баллона



В первом варианте, они были склеены резиновым клеем из ткани «500», известной в обиходе под названием «серебрянки». Это очень плотная, прочная и легкая ткань с блестящим алюминиевым покрытием. «Сигара», склеенная из нес, весит около 1 кг. На ее основе можно соорудить двухместный катамаран массой даже в 5 кг!
Однако в ответственных случаях, например, плавая по Оке, где водометное судно «Заря» крутой волной опрокидывает лодку у берега, мы имели с собой запасной, третий баллон. Его заранее надували и крепили под серединой поперечных балок (получался уже тримаран или нечто вроде плота, а это снижает скорость).
Позже от этой меры мы отказались. Сейчас поверх платформы поперек ее мы прочно крепим шнурами заполненные воздухом надувные матрацы — одни на носу и два на корме (один на другом). Это создает удобство гребцам, сидящим на них, и главное, обеспечивает непотопляемость катамарана. Если прорвется баллон, то матрацы не дадут затонуть судну. Движению же они не мешают, поскольку находятся не в воде.
В последних вариантах катамарана были применены баллоны из более толстой а прочной, чем «серебрянка». газгольдерной ткани. В результате масса каждого из них увеличилась на 1 кг. но прочность и газонепроницаемость значительно возросли. Из этой ткани удалось изготовить хорошо обтекаемые, прочные и плотные «сигары», надежно крепящиеся к платформе с помощью люверсов и тросов. Никакие ленты, охватывающие баллон и затрудняющие движение, уже не нужны, разве что для большей страховки.
Такого материала в продаже нет, но изыскать его все же можно. Газгольдеры, как и другие герметизирующие ткани, списывают там же, где их применяют, — на металлургических предприятиях (для хранения кислорода), а также в организациях, где с помощью этих тканей защищают изделия от воздействия влажного атмосферного воздуха при хранении.



Изготовление баллонов (рис.3) требует некоторой сноровки.

Рис. 3. Выкройка верхней (нижней) половины корпуса баллона



Можно склеивать их «внахлест» пли «впритык» — без перекрыва. Во всех случаях швы уплотняются продольными полосками тон же или более тонкой прорезиненной ткани шириной 2 — 3 см с обеих сторон, начиная с внутренней, откуда воздух давит на оболочку. Затем образующийся таким образом «чулок» выворачивается, и полоски наклеиваются на наружную сторону. Кормовую, более широкую оконечность баллона заклеиваем в последнюю очередь — наподобие бумажного пакета с крупой или сахарным песком. Надувные трубки с фланцами вклеиваем изнутри заблаговременно.



Катамаран снабжен простейшим дюралевым рулем (рис. 4)

Рис. 4. Руль: а — детали руля; 6 — общий вид; 1 — перо руля; 2 — винт с гайкой (ось вращения при подъеме руля); 3 — винт-ограничитель обратного движения при опускании руля; 4 — поперечная балка (кормовая); 5 — болт с шайбами и барашком; 6 — румпель; 7 — сор-линь (тросик для подъема пера руля)



который крепится к кормовой поперечной балке между двумя баллонами. Конструкция позволяет поднимать руль, потянув за сорлинь (трос, закрепленный на пере руля), при подходе к отмели. Руль тоже разборный: его перо съемное. Предусмотрен и небольшой шверт, устанавливаемый на носовой поперечной балке подобно рулю во избежание рыскания судна при гребле. Под парусами же мы в нем не нуждались. Ход судий достаточно устойчив, и руль вполне обеспечивает его управляемость.
Мачта катамарана составная, трехзвенная. Ее можно собрать из деревянных стержней с соединительными планками (угольниками) , но лучше, на наш взгляд, трубчатая, дюралевая. В два длинных ее звена вовремя транспортировки удобно вставляются другие детали рангоута — гафель и гик (составной), сделанные из лыжных палок пли других труб подходящего диаметра. Весла тоже самодельные, составные типа каноэ.
В ходкости катамаран превосходит надувные лодки и плоты, однако уступает байдарке. По опыту совместных походов надо отметить: в непродолжительных плаваниях мы никогда не отставало от байдарок, поскольку скорость сборки, обноса препятствий в разборки у пас гораздо выше. Заметим, что здесь речь идет только о гребле. Когда же дует благоприятный ветер, то «Медуза» развивает скорость до 8 км/ч. Одним словом, байдарка под парусом нас ее догоняет.
Последнее обстоятельство не должно удивлять или вызывать сомнение. Байдарка, если она не снабжена балансирами (боковыми поплавками), не может нести большие паруса в силу ее невысокой устойчивости, Автору пришлось при внезапном шквале совершить па байдарке «оверкиль» под парусами, то есть опрокинуться, а на катамаране такого не бывает. Поперечная остойчивость его очень высока, что позволяет иметь достаточно высокую мачту в гораздо большую парусность. Штатные паруса «Медузы» (грот и стаксель из перового перкаля общей площадью 7 м2) мы нередко дополняли кливером, а шля в фордевинд «бабочкой», захватывая как можно больше ветра. Потому и шли очень ходко. Приходилось думать только о том, что бы ванты не оборвались.
Кроме основного (гафельного) парусного вооружения, мы применяли и латинское, и даже прямое (из ткани «болонья» — для слабых ветров), и вполне успешно. Попеки, как говорят, продолжаются.
А теперь немного подробнее расскажем о конструкции катамарана. Немного потому, что все зависит от материалов, которыми располагает тот или иной умелей или какие он может достать пли... подобрать на свалке. В нашей практике лучшая платформа получилась из дюралевых трубок диаметром 20—30 мм, вставляемых одна в другую.
От перекосов платформу защищают диагонально расположенные растяжки (лепта или тросик), а также кусок брезента или иной плотной ткани, закрепляемой па пей (чтобы не подмочить рюкзаки).
Продольные брусья могут быть и цельными по всей длине, если не ограничиваться максимальным габаритом упаковки в 150 мм, например, сделать их длиной 180 см пли даже 200 см — это проще. Мы же сделали их составивши, наращиваемыми при сборке алюминиевыми швеллерами размером 40x25 мм. При транспортировке брус вкладывается в швеллер, и это позволяет уложиться в габарит и сэкономить объем упаковки.
Очень многое зависит от длинны поперечных балок, определяющих расстояние между корпусами катамарана. Чем они короче, тем меньше общая масса конструкции. По при этом неизбежно снижается скорость хода из-за вредного влияния волн, образуемых корпусами. При слишком малом расстоянии поток воды между близко расположенными корпусами оказывается сильно сжатым и резко возрастает волновое сопротивление, что и приводит к напрасной трате энергии.
Если же балки излишне длинные, то они изгибаются, не выдерживая нагрузки, и их приходится усиливать, что приводит к значительному утяжелению платформы. В поисках оптимального мы применяли балки длиной 110, 130, 140 и, наконец, в 150 см. Это предельный принятый памп габаритный размер упаковки. Он, на наш взгляд, и оказался наилучшим, хотя и вполне приемлемы другие перечисленные варианты размера балок. Они могут быть короче, если диаметр баллонов меньше 40 см. В этом случае расстояние между ними целесообразно выбирать так, чтобы в образующийся промежуток могли поместиться еще два таких же баллона. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что чем шире катамаран, тем он остойчивее при прочих равных условиях, да и удобств для размещения экипажа и грузов получается больше.
Увлекаться увеличением диаметра баллонов все же не следует: у катамарана получается большая парусность, при встречном ветре снижающая скорость хода под веслами, что особенно заметно при малой нагрузке (2 человека), когда осадка катамарана невелика.
Эти соображения наводят на мысль строить сразу два катамарана: один, рассчитанный на 2— 3 человека с баллонами диаметром 300—350 мм и длиной 2500 мм, другой — четырехместный. Это позволит выбирать тот или иной комплект в зависимости от целей и продолжительности похода

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails